Джем / Лица

Петроглифы своими глазами


Самое больше скопление петроглифов на Канозере теперь укрывает прозрачный купол. Чиновники одобрили реализованный проект, разглядели в нем хорошее будущее для туризма и науки. Свое мнение высказал и один из первооткрывателей петроглифов Вадим Лихачев, побывав с лекциями на августовском фестивале «Город Солнца – город мастеров».

Вадим Лихачев

Традиционный творческий фестиваль проходил в середине августа под Кандалакшей. В этом году в Городе Солнца обустроили Дом кино – в большой солдатской палатке, где и проходили лекции Вадима Лихачева – эксперта Кольского центра охраны дикой природы, автора книги «Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение». Вадим провел два занятия, на одном из которых инструктировал, что делать, если посчастливилось найти наскальные рисунки. По ходу своего рассказа ученый показывал слайды, по которым можно было проследить историю открытия петроглифов Канозера.

Наскальные рисунки в Терском районе Мурманской области были обнаружены в июле 1997 года, когда сотрудники Ревдинского краеведческого музея сплавлялись на плоту по реке Умбе и остановились отдохнуть на острове Скалистый (другое название — Каменный). Благодаря свету вечернего солнца Юрий Иванов, разглядывая туристические автографы на поверхности скалы, смог заметить и тёмные контуры древних изображений.

— Когда Юра нашел первые изображения и предложил искать дальше, остальные участники экспедиции засомневались, мол, больше мы там ничего не найдем, так как место маленькое, кругом туристские надписи… А сейчас уже известно тысяча двести рисунков, — рассказывает Вадим Лихачев, демонстрируя электронную презентацию. — Иванов по праву считается первооткрывателем, он не побоялся, что его могут не понять, не поверить. В том же году, в октябре я и другие специалисты Ревдинского краеведческого музея еще раз отправились на Канозеро. Погода была плохая, и петроглифы приходилось нащупывать руками и обводить мелом.

Петроглифы 3 экспедиция музея ЛГОКа

В 1998 году Лихачев возглавил третью экспедицию и пригласил из Петербурга археолога Владимира Шумкина. Вместе они нашли свыше сотни изображений. Чтобы сделать первые копии рисунков и составить карты их расположения на островах Канозера, подкрашивали петроглифы специальной краской, поливали водой. Работали по 15 часов в сутки.

— Такое впечатление, что на острове Горелый было гораздо больше петроглифов, но их заполировало водой и льдами, — комментирует слайды Вадим Лихачев.

1998 год 250 петроглифов

В 1999 году была еще одна экспедиция, на этот раз археологи пригласили Лихачева. Добирались из Умбы до Канозера на вездеходах.

— Мы тогда делали копии петроглифов различными способами. Например, натирали половину ботинка графитовым порошком и через лист бумаги протирали им рисунки. Но сейчас от этого способа отказались, как и от гипсовых, силиконовых слепков, потому что на Канозере мягкие породы скал, их можно поцарапать. Чтобы сфотографировать петроглифы, нужно создать косой свет при помощи зеркала. При этом наскальный рисунок нужно затенить и направить на него солнечный «зайчик», который и выявляет изображение, — делится секретами Лихачев. — Также отсыпали рисунки протертым дерном. Есть еще старый метод с полиэтиленовой пленкой: пленка накладывается на петроглифы и контуры прорисовываются фломастером сверху на полиэтилене. Такой метод удобен тем, что можно потом воссоздать масштаб наскальных рисунков. Получается уже готовая карта.

Кстати, метод протирки наскальных рисунков — по черной бумаге белым мелом — использовал эстонский художник Лойт Йыекалда, который нашел изображения колес на Канозере. На основе отпечатков петроглифов он создал выставку рисунков.

Документация петроглифов Канозера

Владимир Лихачев также рассказал,что на полуострове Рыбачий также были найдены наскальные рисунки. Выбивки похожи на орнамент, узор.

Петроглифы Канозера и Рыбачьего

— Тому человеку, который обнаружил петроглифы на Рыбачем, не поверил археолог, пытался разубедить: мол, это ледниковые шрамы на скалах. Но я не советую  доверять всем подряд, особенно скептически настроенным археологам, — говорит Лихачев. — В 2012 году были сделаны фотографии изображений с Рыбачьего, и эксперты определили, что это не следы ледника.

Также Вадим пояснил, что археологи очень осторожно относятся к интерпретации петроглифов и больше занимаются их документацией.

— Это не письменность в чистом виде, а пиктографическое письмо. Оно несет какой-то смысл. Чтобы прочесть, нужно не побояться аргументировать свою точку зрения. Археологи, которые работают с наскальными рисунками, бояться ударить в грязь лицом, высказать какую-то поверхностную мысль, поэтому больше занимаются каталогизацией, классификацией, систематизацией петроглифов.

Петроглифы Фенноскандии

Лихачев также рассказал, что в рисунках Канозера самые многочисленные – изображения лодок и китов, сцены охоты на лосей.  Также много наскальных рисунков, связанных с деторождением; изображений беременных около пяти. Много уникальных изображений: птица, бобр, человек держит в руке гуся и какой-то необычный крест. Канозерские петроглифы интересны тем, что напоминают рисунки Беломорья и  Фенноскандии — северо-запада Европы (в Альте — человечки, в Южной Швеции — колеса).

Уникальные изображения Канозера

Уникальные изображения Канозера

После открытия петроглифов Канозера их популяризацией также занимались сотрудники Ревдинского краеведческого музея. Благодаря их усилиям были созданы выставки, появились публикации в прессе, фильмы на телевидении. В 2008 году  при поддержке правительства области в Умбе был открыт музей наскального искусства «Петроглифы Канозера».

Острова Канозера доступны для экскурсий. В этом году открыта пешеходная тропа, которая начинается от сорок третьего километра дороги Кандалакша – Умба. Но, как пояснил Лихачев, там надо еще восемнадцать километров пройти пешком, причем, местами болото. Советует отправиться туда зимой, из Умбы можно легко доехать на снегоходе.

Также в конце 2014 года было закончено строительство прозрачного поликарбонатного купола, укрывшего 640 рисунков на острове Каменный. Как сообщает сайт Мурманского областного правительства, купол возвели на средства, выделенные правительством Москвы в рамках соглашения о сотрудничестве — 13,5 миллионов рублей.

По мнению, Вадима Лихачева, купол — это удобство для экспонирования, ведь петроглифы теперь можно увидеть и зимой. Но есть опасение, что такое сооружение может работать, как теплица, создать свой микроклимат. Солнечные лучи нагревают скалы, и это может повлиять на рост лишайников – главный фактор разрушения петроглифов.

— Лишайники выделяют определенные кислоты и разъедают скалу, которая была раньше закрыта дёрном, ведь под ним рисунки сохранились до наших времен. Археологи, изучая петроглифы, сняли слой дёрна, и на скалах начали расти лишайники. За пять лет стало заметно, что рисунки разрушаются, — объяснил Лихачев. — И если купол не решит проблему лишайников, то через 50 лет большая часть рисунков исчезнет. Так что рекомендую не откладывать поездку на Канозеро.

В конце лекции Вадим Лихачев пригласил всех желающих стать участником группы  «Петроглифы. Наскальные рисунки». И еще раз напомнил, что не надо бояться скептиков, и если вам посчастливилось найти наскальные изображения, то смело их фотографируйте и связывайтесь с Лихачевым.

Книги о петроглифах Канозера

Текст и фото — Ольга Феофанова

 

Реклама