Культпоходы

На «Третьей Мещанской» играл джаз


Завершился гастрольный тур фильма-концерта «Третья Мещанская», проект побывал в семи городах – Тромсё, Мурманске, Апатитах, Москве, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Архангельске. Новую жизнь в ретро-картину вдохнули джазовые музыканты России и Норвегии, наполнили советскую историю «о браке втроем» звуком современности.

Участники проекта фильма-концерта "Третья Мещанская"

Участники проекта фильма-концерта «Третья Мещанская»

На гражданской войне Николай и Владимир укрывались одной шинелью, а в мирной жизни оказались в любовном треугольнике. Третий должен уйти? Так решили бы проблему романтики шестидесятых годов. А наши герои живут в Москве эпохи нэпа и делят между собой одну женщину, ревнуя исключительно к своему комфорту.

В сюжете фильма «Третья Мещанская» трудно не разглядеть прототипов, которых хорошо знал автор сценария Виктор Шкловский – речь идет о тройственном союзе Маяковского и супружеской четы Бриков. Но есть и другая версия создания этой советской немой мелодрамы.  В 1927 году в одной из газет была опубликована история о том, как в родильный дом к молодой матери пришли два отца ее новорожденного сына, потому что она одновременно была женой обоих и не знала отца своего ребенка. Все трое были комсомольцы, называли свой союз коллективной любовью, без частнособственнических начал. На основе этого факта режиссер Абрам Роом вместе со Шкловским написали сценарий и сняли фильм о любви втроем.

Фильм-концерт "Третья Мещанская"

Жизнерадостный Николай вместе с женой Людмилой, женщиной тихой и загадочной, живет в небольшой полуподвальной квартире, где есть радио, кошка, отрывной календарь с изображением Сталина, цветы на окне, душ из самовара и прочий скудный серый быт. Николай работает на реставрации Большого театра, и в это время в Москву приезжает его фронтовой товарищ Владимир Фогель, устраивается в типографию. С жильем у печатника не ладится, и волею судьбы друзья встречаются в сквере, откуда Николай приводит Владимира к себе домой на 3-ю Мещанскую улицу.

С появлением гостя жизнь супругов меняется. Сначала Владимир спит на гостевом диване, а по мере развития сюжета оказывается в супружеской постели с хозяйкой дома. Бывший муж Николай занимает диван и вполне мирно переживает брак втроем, чаёвничая с другом и соревнуясь с ним в шашки. Интересно, что обладание Людмилой тоже становится частью мужской игры.

В конце концов, женщина вырывается на свободу из затхлого обывательского мирка, оставляя квартиру мужчинам, и уезжает беременная из дома практически в никуда, но с твердым желанием жить самостоятельно.

По мнению знатоков кино, из-за скромного бюджета и сжатых сроков съемки фильм получился камерным, но при этом ироничным и весьма изысканным. О нем много писали в свое время.

Спустя почти 90 лет «Третья Мещанская» вернулась на киноэкран в рамках ежегодного проекта норвежского кинофестиваля TIFF. Суть проекта такова: музыканты разных стран и различных творческих направлений собираются на севере Норвегии, чтобы создать звуковое сопровождение для немой ретро-картины. После премьеры в Тромсё фильм-концерт отправляется в сентябрьское турне по российским городам.

Музыканты

В Мурманске возрожденный шедевр Роома приняли с восторгом и вниманием – все места в зале кинотеатра «Мурманск» были заняты, а после просмотра зрители долго аплодировали. И признание заслужили, в первую очередь, российские и норвежские музыканты – Андрей Кондаков (клавишные), Владимир Волков (контрабас), Уле Рокконес (саксофон), Якоп Йенссенн (ударные). Они не просто озвучили фильм, а стали его соавторами, наполнив экранный советский быт элегантным звучанием современного джаза – сложным и свободным музыкальным языком. Кстати, многие мурманчане пришли на премьеру фильма-концерта только ради того, чтобы послушать уникальный ансамбль, созданный из мастеров джазовой импровизации. Их совместное творчество заметно отличалось от тех домашних музыкальных экспериментов, которые до этого сопровождали фильмы «Дом на Трубной», «Гвоздь в сапоге» и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Джазмены вернули слушателям профессиональное искусство музыкальной композиции.

Андрей Кондаков и Ула Рокконес

Андрей Кондаков и Ула Рокконес

– Как вышло, что в этом году сложилась именно джазовая компания? – спрашиваю участников проекта.

– Так решили организаторы фестиваля TIFF, – отвечает саксофонист Ула Рокконес. – Каждый год они подбирают коллектив, который будет играть в разных жанрах – электронная музыка, рок, экспериментальная… На этот раз им захотелось чистого джаза, чего еще на фестивале не было. Спросили нас всех: «Вы сможете это сделать?». Мы ответили: «Конечно!». Это было невероятное погружение в материал, фантастический эксперимент – писать музыку вместе с Андреем и Владимиром. Теперь очень приятно представить публике наш труд. Фильм старинный, но музыка его освежает и обновляет. В сюжете много смысловых слоев. На первый взгляд это забавная комедия, но если заглянуть глубже, то можно увидеть проблемы общества, прав женщин, давление советской системы на индивидуальность.

– Долго ли вы сыгрывались?

– В первый раз мы встретились на четыре дня. Во второй – на два дня. И вы можете сравнить, это семьдесят минут музыки. Симфония Бетховена, к примеру, длится двадцать-тридцать минут. Считайте, что мы написали две симфонии, – шутливо заметил норвежский музыкант.

Андрей Кондаков

Андрей Кондаков

Пианист Андрей Кондаков рассказал, что в данном проекте джазмены двух стран проявили себя как композиторы:

– Каждый из нас привез свои идеи для «Третьей Мещанской», и так получилось, что они дополнили друг друга. Конечно, нам пришлось отказаться от каких-то набросков, что-то осталось за бортом, но мы выбрали все самое ценное и лучшее, что нужно было для отражения характеров героев фильма. Мы нашли лейтмотивы, у нас появилась своя собственная драматургия, новые краски. Кроме этого, в джазе важно слышать партнеров, потому что это коллективное творчество, и музыканты растворяются друг в друге, как сахар в воде.

Владимир Волков

Владимир Волков

Якоп Йенссенн репетирует

Якоп Йенссенн

Барабанщик Якоп Йенссенн играет на пиле

Барабанщик Якоп Йенссенн играет на пиле

Ула Рокконес на репетиции

Совместная работа российских и норвежских музыкантов не ограничится фильмом-концертом. Они планируют тем же составом записать альбом и выступят с концертом в Петербурге.

Ольга Феофанова
Фото Лианы Мхитарян

Реклама