Джем

Игра на сближение


Актеры мурманского Арктического театра вернулись из поездки в Тромсё, где вместе с норвежскими артистами прошли курс актерского мастерства. Через тренинги и этюды под руководством российского режиссера Игоря Ларина они поставили сцены из пьесы «Три сестры» Чехова, фильма «Персона» Бергмана и сказки Андерсена «Соловей». Через год актеры из городов-побратимов снова встретятся уже для работы над совместным спектаклем «Национальная идентичность».

Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность (4)

Россия и Норвегия — два добрых соседа

Руководители проекта, актрисы Нина Рюсенлюнд и Екатерина Беспалова познакомились в Тромсё. В 2013 году они сделали первый совместный проект – спектакль-прогулку: в образах исторических персонажей рассказывали о Тромсё, передвигаясь с публикой по городу. После этого актрисы начали большой проект «Два добрых соседа». Его первой частью стал фольклорный песенный спектакль «Две женщины – одна судьба», в котором прозвучали русские и норвежские народные песни в исполнении Нины и Екатерины, рассказывающих о женщинах двух стран. Второй частью проекта как раз станет постановка спектакля «Национальная идентичность».

– Мы хотим рассмотреть понятие «национальность», – рассказывает Нина. – Я точно знаю, что я – норвежка, иногда ощущаю это особенно сильно. У всех нас есть такие чувства, мысли, опыт. Что это?

По задумке руководителей проекта, российские и норвежские актеры будут изучать себя, свою национальность, менталитет. В такое сложное время, когда на диалог стран влияет непростая международная обстановка, люди не перестают общаться, и им как никогда важно понимать друг друга.

Режиссер Игорь Ларин

Режиссер Игорь Ларин

– Мы поставим драматический спектакль может быть на нескольких языках. Все ради того, чтобы понять, идентифицировать себя в современном иноязычном мире, – объясняет приглашенный режиссер Игорь Ларин.

С российской стороны в проекте участвуют актеры мурманского Арктического театра. Норвежские же актеры – из разных театров, работают в пластическом жанре, объединяя тело и слово, знают мастерство импровизации, клоунады. Нина Рюсенлюнд представляет «Садионуртеатр», который занимается продвижением местной культуры посредством театральных постановок. Все они встретились в Тромсё, чтобы познакомиться и провести серию тренингов и мастер-классов.

Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность (6)

– Это курс, составленный из разных театральных систем, – объясняет Игорь Ларин. – Упражнения на развитие внутренних качеств, раскрепощение, раскрытие подсознания, на микропластику, мимику, на внутреннюю и внешнюю координацию. В этом году будут пробы, эксперименты, поиски… Итогом совместной работы станет драматический спектакль, который мы поставим в следующем году.

Курс повышения актерской квалификации

Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность (2)

– Для меня это путешествие стало глубинным погружением в себя. Такой курс психотерапии, внутреннего самоанализа, – рассказывает Роман Гладышев, актер Арктического театра. – Режиссер каждый день заставлял нас копаться в себе, рассуждать на темы, о которых в повседневной жизни и не задумываешься.

– Мы сравнили эти занятия с курсом повышения квалификации, – добавляет Евгений Гоман, режиссер Арктического театра. – Первые три дня – интенсивные тренинги на актерское мастерство, а потом – целая неделя этюдов на глубинные темы.

Каждый день актеры получали домашнее задание: придумать по три-четыре этюда в день. Это мини-спектакль для одного человека, где за три минуты разворачивается вступление, развитие, кульминация и развязка. Весь день они репетировали и занимались, а вечером возвращались домой и работали над этюдами. Тишина и комнаты, где до глубокой ночи каждый актер, полностью погруженный в себя, сочиняет этюд. Темы были серьезные: совесть, ностальгия, жизнь после смерти, первая встреча с игрой…

– Мне запомнилась тема «мое жизненное кредо», — улыбаясь, рассказывает Анастасия Рясная. – Это очень понятно для меня, поэтому я быстро смогла придумать этот этюд и изобразила преодоление, развитие.

Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность (3)

Три сестры за три дня

Поработав с актерами, режиссер Игорь Ларин подобрал им материал для рабочего показа. Российские актеры сыграли первую сцену из пьесы Чехова «Три сестры», норвежские – сцену из фильма Бергмана «Персона» (1966 год), а все вместе актеры инсценировали сказку Андерсена «Соловей».

Трех сестер сыграли Елизавета Подольская, Анастасия Рясная и Екатерина Ефремова. Образ военного доктора Ивана Чебутыкина достался Евгению Гоману. Григорий Помещиков сыграл штабс-капитана Ивана Соленого, а Роман Гладышев – юного барона Николая Тузенбаха, вдохновленного идеями социал-демократизма.

– Ларин сказал, что пьеса «Три сестры» идеально подходит для нашего театра, ложится по всем образам, – поделился Роман Гладышев.

Сцену из пьесы Чехова ставили, беря в качестве основы упражнение «Атмосфера». Режиссер задает актерам определенную атмосферу, например, счастье. Актеры включают воображение и представляют, что все вокруг излучает счастье. Побеленный потолок светится счастьем, пол искрится от того, что по нему ходят счастливые люди. Актеры осматриваются и постепенно сами наполняются этим ощущением. Потом режиссер меняет атмосферу, сначала медленно, потом все быстрее: счастье, горе, страх, ожидание…
Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность.В «Трех сестрах», как актерам объяснил Ларин, главенствует атмосфера тоски. По сюжету прошел год, как не стало отца, сестры все надеются уехать в Москву, но в их жизни ничего не меняется. И все вокруг – героини, мужчины-военные – пытаются справиться с этой атмосферой тоски, но не выходит. Каждая произнесенная фраза становится неуместной, будто сказана на похоронах.

– Настоящее искусство надо читать по второму плану, и у Чехова все происходит на втором плане, – объясняет Роман Гладышев. – «Платье у тебя красивое!», говорит героиня. А на самом деле думает: «Господи, что ж делать то!». Я такое встречал, когда читал Хемингуэя. За обыденной вещью и короткой фразой – тревоги, переживания, даже катастрофа.

Спектакль актеры играли на русском языке. Публика – студенты, актеры и представители финансирующей организации «Баренц Культ» – эту атмосферу тоски и тревоги прочувствовали. «Будто закончился один жизненный период, а другой еще не начался», – откликнулся кто-то из зрителей.

– Эти упражнения стали методами переработки, освоения литературного материала?

– Да, конечно, ведь невозможно за три дня поставить «Трех сестер», – говорит Евгений.

– По сестре в день, – отшучивается Роман.

– С первого дня, после приезда из Тромсё, мы используем в работе то, что получили, чему научились, – рассказывает Евгений. – Еще до поездки мы репетировали новую постановку «Жвачка», и она была комедией. Теперь мы замечаем, что она становится трагедией. Меняется ощущение от материала, подход к его воплощению. Кроме того, мы так со всеми сдружились, что наверняка будем делать дополнительные совместные проекты, не будем ждать целый год до постановки спектакля «Национальная идентичность».

Арктический театр в Тромсе, проект Национальная идентичность

Текст и фото — Лиана Мхитарян

Реклама